Пубертатный период психология

Подростковый возраст (11 – 15 лет) – период психологического взросления и полового развития ребёнка. Одни дети вступают в этот возраст раньше, другие – позже. Пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Этот период протекает трудно как для подростка, так и для взрослых.

То, что происходит с ребёнком в этот период можно описать одной фразой: «Моё тело словно взбесилось!» – идёт бурный рост и перестройка организма. В это время родителям нужно быть терпеливыми и с пониманием относиться к тому, что происходит. Но чтобы это понимание было, надо знать, какие изменения происходят с ребёнком.

Изменения в организме ребёнка

  1. Интенсивно развивается физическое и физиологическое развитие: увеличивается рост и вес (скачок роста у мальчиков варьируется от 13 до 15 лет, иногда до 17; у девочек – начинается и заканчивается на 2 года раньше).
  2. Происходит половое созревание (активизируется выработка половых гормонов).
  3. Появляются вторичные половые признаки. У мальчиков снижается тембр голоса, у одних это происходит быстро, у других – медленно.
  4. В функционировании сердца, лёгких и кровоснабжения головного мозга возникают трудности в связи с быстрым развитием организма. Это вызывает быструю смену физического состояния (от бодрости – к полной усталости).
  5. Настроение изменчиво: бодрость и радость могут мгновенно смениться на полную пассивность и печаль. Эмоциональный фон неровен и нестабилен.
  6. Организм находится в постоянном стрессе из-за активной выработки гормонов, поэтому ребёнку сложно постоянно подстраиваться под физиологические и физические изменения.
  7. Благодаря быстрому развитию и росту у подростка появляется повышенный интерес к своей внешности, формируется образ физического «Я». Нередко, недовольство собственной внешностью приводит к замкнутости, развитию чувства неполноценности и даже неврозу.

Подростковые реакции

  • Дети в этот период обладают гипертрофированной потребностью в самостоятельности и общении со сверстниками, они хотят эмансипироваться от взрослых, уйти от полного их контроля.
  • Увлечения разнообразны и, зачастую, сменяющие друг друга, как правило, они связаны с неучебной деятельностью. Вмешательство, навязывание другого или давление со стороны родителей вызывает протест или бунт у ребёнка.
  • Общение со сверстниками в этот период занимает главное место в жизни подростка. Он стремится найти верного и близкого друга, который может его принять таким, каков он есть, сможет разделить его секреты и тревоги. Разлад может привести к глубокому разочарованию и даже к вражде.
  • Кроме близкого друга, подростки тянутся к другим компаниям и группам. Если компания благополучная, то это благотворно отразиться на формировании его личности. Главное – уберечь ребёнка от контакта с социально-неблагополучными группами подростков.
  • С родителями отношения детей в пубертатный период складываются сложно: возникают постоянные конфликты из-за контроля за выбором друзей, поведением, учёбой в школе. Ребёнок претендует на взрослость, самостоятельность и равные права в семье. Родители должны перестроиться и принять его взрослость.

В заключение

Понятно, что в пубертатный период сложности преследуют как подростка, так и его родителей. Но чтобы это время прошло с наименьшим количеством обострений и конфликтов в семье, необходимо проявить терпение и мудрость. Если пользоваться правилом «понять, простить, принять,» то все сложится хорошо. Не следует забывать, что и мы, взрослые, тоже когда-то были такими, далеко не простыми подростками.

Добавить комментарий Отменить ответ

Авторские права

Блог создан в 2008 году. За время работы написано более 350 статей на психологическую таматику. Авторские права полностью защищены. Копирование и любое использование информации — только с согласия автора.

Email: info@sherbakova.com
Адрес: 115035, г. Москва, Овчинниковская наб., 6 строение 1, ст. м. Новокузнецкая

Разделы

Новостная рассылка

Уведомления о новых и популярных статьях месяца. Подборка будет приходить не чаще двух раз в месяц . Посмотреть пример письма можно по ссылке.

СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных

Я, субъект персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку персональных данных, указанных мной в форме на сайте в сети «Интернет», владельцем которого является Оператор.

Под персональными данными субъекта перональных данных понимается нижеуказанная общая информация: ФИО, адрес электронной почты и номер телефона.

Принимая настоящее Соглашение, я выражаю свою заинтересованность и полное согласие, что обработка персональных данных может включать в себя следующие действия: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение, осуществляемых как с использованием средств автоматизации (автоматизированная обработка), так и без использования таких средств (неавтоматизированная обработка).

Я понимаю и соглашаюсь с тем, что предоставленная информация, является полной, точной и достоверной; при предоставлении информации не нарушается действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц; вся предоставленная информация заполнена мною в отношении себя лично; информация не относится к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информация не относится к информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, не относится к информации о состоянии здоровья и интимной жизни.

Я понимаю и соглашаюсь с тем, что Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых мной, и не имеет возможности оценивать мою дееспособность и исходит из того, что я предоставляю достоверные персональные данные и поддерживаю такие данные в актуальном состоянии.

Согласие действует по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

Развитие человеческого общества немыслимо без человека, человеческого фактора, повышения его роли и дальнейшего развития. Не случайно в последнее время появилась масса книг, направлений изучения, новых лабораторий, посвященных проблемам психологии развития, в том числе и вопросам подросткового возраста.

Самым сложным и острым периодом социального развития выступает подростковый возраст, представляющий собой переходный этап между детством и взрослой «гражданской» жизнью общества, особое внимание в исследованиях уделяется именно данному периоду личностного становления растущего человека, формам деятельности, обеспечивающим это становление, роли семьи, ближайшего окружения, сверстников в формировании личности подростка, особенностям личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса.

Читайте также:  Сеалекс с алкоголем можно

Изучение конкретного подростка в его сегодняшней ситуации развития предполагает анализ данного возрастного периода в исторической перспективе. До 17-18 в.в. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Глубокие социально-экономические преобразования, связанные с развитием капиталистической формации, одним из последствий имели изменения периодов онтогенеза. На это повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа высших и средних учебных заведений и обязательная воинская обязанность. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость — продукт нового времени.

Многие знаменитые ученые внесли свой вклад в изучение подросткового периода развития, его зависимости от конкретных условий воспитания, то есть разрабатывали теорию подросткового периода развитию человека: Ж.Ж. Руссо, С. Холл, К. Левин, А.С. Выготский, З. Фрейд, Ш. Бюлер и др. Они доказали, что детское развитие обусловлено конкретными общественно-историческими формами воспитания, которые в свою очередь, являются следствием достигнутого уровня социально-экономического развития общества. В подростковый период происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального окружения (большое количество групп, куда включен подросток). Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении [29, с. 127-128].

С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из основных факторов развитии личности. Подростковый этап — период наиболее серьезных изменений во временной перспективе. Подросток находится в двойственном положении. Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения такой личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

В психологической периодизации подростково-юношеского возраста принято разграничивать подростковый возраст (отрочество) и юность. Однако хронологические грани этих периодов весьма условны, они часто пересекаются. В литературе по психологии (И.С. Кон, 1980; A. Gesell, 1956) подростковый возраст определен как 13—16 лет для мальчиков и 12—15 лет — для девушек. Некоторые авторы (А.В. Петровский) границы подросткового возраста устанавливают между 11—12 и 14—15 годами, а возраст между 14—15 и 17 годами определяется ими как ранняя юность. При этом акцент делается не только на особенностях физического, полового созревания, но, прежде всего, на смене ведущих форм деятельности, общественном положении, уровне социализации личности в обществе в целом. По мнению И.С. Кона, психологическая периодизация жизненного пути должна отражать те социальные, нормативно-ценностные характеристики, которые предстоит усвоить индивиду, достигшему того или иного возраста с тем, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию [21, с. 133].

В медицинской литературе (В.А. Пашкова, В.Г. Властовский, А.А. Александров, Е.М. Стабровский, А.Е. Личко) периодизация подросткового возраста рассматривается с позиций интенсивного физического развития, то есть роста тела и развития вторичных половых признаков. В самих периодах подросткового возраста выделяются фазы, позволяющие сравнивать соответствие и несоответствие физического развития подростка указанному периоду. Опережение или ускорение физического созревания рассматривается как акселерация, что нередко в подростковом возрасте сопровождается различными социально-психологическими особенностями. Задержка же физического и сексуального развития рассматривается как инфантилизм, который может сопровождаться нервно-психическими расстройствами.

Большой вклад в психологию подросткового возраста внес Салливен Г.С. который обогатил ее такой важной проблемой как генезис общения. Интеллектуальный аспект развития подростка исследовался Ж. Пиаже и его последователями. Они обнаружили, что у подростков появляется склонность к теоретизированию, построению гипотез и т.д. В целом, в современных теориях подросткового возраста возрастные кризисы рассматриваются как нормальное явление, отсутствие таковых считается признаком неблагополучного развития.

Подростковый период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества, он стремится к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, ищет своё место в жизни. Представляя собой социально-психологическое явление, обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами развития общества, подростковый период, с одной стороны, отличается стабильностью глубинно-психологической сущности основных характеристик (самосознание также определяет лице современного подростка, как и определяло его у подростка много лет назад), но формирование этого сознания происходит в другой социально-экономической жизни. Изменились мотивы участия в труде современных подростков. Они отдают предпочтение индивидуальному труду перед коллективным. У них преобладают мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в труде, на стремление участвовать в нем для собственного развития и совершенствования, для завоевания определённой позиции по отношению к товарищам, утверждения своего «я», выработки черт характера, необходимых для самостоятельной жизни. Особую значимость для подростка приобретает функциональное содержание труда и творческий характер деятельности.

Современные дети не склонны выражать восторг по поводу участия в трудовых делах, уровень трудового энтузиазма снизился. Дифференцированный анализ нового психического состояния современного подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе позволил установить и охарактеризовать три стадии процесса развития подростка. Первый уровень — 10-11 лет. Он отличается тем, что стремление ребёнка к самостоятельности проявляется в потребности признания ее стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных задач. Они стараются получить признание самого факта их взросления, добиться признания их взрослости, участвовать в делах наравне со взрослыми. Второй уровень — 12-13 лет. Подросток уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, у него появляется потребность в общественном признании, происходит освоение своих прав е семье, в обществе, формируется стремление к взрослости на уровне «я должен». На третьем уровне (14-15 лет) у подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый, более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу.

Ярко прослеживаются стадии развития личности подростка через изменение структур самосознания, развитие самооценки. На первой стадии подросткового возраста происходит кризис самооценки, дети как бы не узнают самих себя, им присущ отрицательный эмоциональный фон. На второй стадии критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как к личности. На третьей стадии возникает самооценка, определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Она основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей с определенными нормами.

Читайте также:  Анализы на скрытые инфекции бесплатно

Каждый возраст представляет качественно новый этап психического развития и характеризуется множеством особенностей, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка. Психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни растущего человека, воспитанием и характером его практической деятельности. Психологические особенности, связанные с половыми, биологическими и индивидуальными характеристиками возраста, который является не только биологической, сколько социальной категорией. Каждый возраст определяется изменением положения детей в школе и семье, изменением форм обучения и воспитания, новыми видами и формами деятельности ребенка и особенностями созревания его организма. В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Это выдвигает на первый план разработку психологических основ воспитательных воздействий, направленных на развитие личности. Границы подросткового возраста устанавливаются между 10-15 годами, здесь акцент сделан на появлении новых психических образований, обуславливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности.

Основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости всегда было утверждение себя в обществе; реализация этой потребности может идти через общественно-полезную деятельность. В подростковый период складываются особо благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности индивида. Этот возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его исключительную сложность и противоречивость, причем противоречивый характер проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии, но и в развитии интеллекта, а также в социальном развитии. Личность подростка дисгармонична: свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений [30, с. 145].

Стремление найти свое место в обществе порождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Если говорить об особенностях психического развития подростков, то важнейшим психологическим новообразованием подросткового этапа является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Взрослость подростка связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело. Подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Наряду с негативными симптомами — дисгармоничностью в строении личности, свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов, протестующим характером поведения и пр. появляются положительные факторы — возрастает его самостоятельность, более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, он активно осваивает новую социальную позицию.

Психологическая природа кризисных периодов состоит в том, что форма деятельности, в предшествующем возрасте, уже изживает себя — внутри нее возникли предпосылки и мотивы новой формы. Новая форма обогащается соответствующими действиями и целями, внутри нее совершаются различные психические процессы — наступает период устойчивого развития (до новой смены деятельности).

В подростковом возрасте расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой раннее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. Здесь складываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании и социальных установок. Психологически этот возраст очень сложен и противоречив. Особенности появления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиций, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психическое новообразование этого возраста, как самосознание. Подросток вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределиться.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремление к героическим делам, опасности, риску; развиваются волевые черты — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия. Бурно развиваются чувства, эмоциональные переживания приобретают известную устойчивость. Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательность. Избирательным и целенаправленным становится восприятие. Воображение приобретает реалистичный и критичный характер. Значительно увеличивается объем памяти, память приобретает характер организованных, управляемых процессов. Нарастает способность к абстрактному мышлению, формируется активное, самостоятельное, творческое мышление детей. У подростков непрерывно меняется круг интересов, растет их дифференциация, глубина и содержательность. Идет осознание им своего «Я». Интерес к себе возникает из потребности к жизни и деятельности, в которых развиваются и раскрываются качества личности. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Постоянно сравнивая себя с другими людьми, примеривая их особенности и качества на себя, он создает свое «Я». Усложняются отношения подростка со сверстниками, меняются отношения подростка со взрослыми. У него уже нет наивной веры в авторитеты, он смотрит на них критически, замечая противоречие в поведении, недостатки, ошибки. Для него очень важно, как он выглядит в глазах окружающих, как они относятся к его делам и поступкам.

В подростковом возрасте формируются нравственные принципы. Его нравственный идеал — это исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Подросток чутко улавливает отношение к ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека.

Подростковый возраст — возрастной этап, связанный с наиболее глубокими изменениями в мотивационно-потребностной сфере личности, когда особенно остро раскрывается стремление ребенка к оценке своих растущих возможностей, самооценке себя в обществе.

Читайте также:  Вазэктомия в москве

Выводы по главе

В соответствии с международными тенденциями, в Концепции модернизации российского образования в ряду важнейших направлений развития общего образования обозначены гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация и интеграция содержания образования.

Установлено, что интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Таким образом, для создания интегрированного курса необходимо соединить элементы (знания, понятия, методы) разных учебных предметов.

Доказано, что самым сложным и острым периодом социального развития выступает подростковый возраст, представляющий собой переходный этап между детством и взрослой «гражданской» жизнью общества, особое внимание в исследованиях уделяется именно данному периоду личностного становления растущего человека, формам деятельности, обеспечивающим это становление, роли семьи, ближайшего окружения, сверстников в формировании личности подростка, особенностям личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса.

Медицина указывает на то, что пубертатный период наступает с 12-14 лет. Но уже сегодня у 10-летних детей появляются признаки провокационного поведения, свойственных для детей с пубертатом. Как родителям справляться с этим нелегким периодом в жизни ребенка, с какими проблемами они могут столкнуться — обо всем этом мы расскажем в этой статье.

Как распознать начало пубертатного периода у ребенка

У пубертатного периода есть свои заметные психологические черты, благодаря которым можно понять, что ребенок вступил на порог полового созревания. Рассмотрим наиболее характерные из них.

  • Новые непонятные эмоции. Дети допубертатного возраста, как правило, открыты и жизнерадостны, они легко забывают о неудачах. Но с начала полового созревания, у подростков появляются новые эмоции, ранее которые они не встречали. Это может быть депрессия, агрессивное или апатичное состояние.
  • Острое реагирование на происходящее вокруг. Активное вырабатывание гормонов приводит к ускорению роста и развития головного мозга, костей, мышц, и всего тела в общем, что сказывается на поведении ребенка. Подросток неосознанно демонстрирует свое эго, тем самым начиная отдаляться от родителей. На любые упреки в его сторону, он мгновенно отвечает агрессией или начинает игнорировать замечания в его сторону.
  • Постоянные перепады настроения. Нестабильное поведение — один из главных признаков, что подросток вступил в период пубертата. Он может начать скандалить на ровном месте из-за пустяка, может поссориться со всей семьей и друзьями, или вовсе сбежать из дома.

Главное понимать, что ребенок не виноват в том, что он резко «испортился». Какие бы жесткие слова он не произносил, как бы он не пытался перечить воле родителей, в душе он остается все таким же ранимым и уязвимым ребенком.

Как отличить наступление пубертатного периода от чего-то более серьезного

Потребность ребенка-подростка в уединении следует уважать, не ограничивая его личное пространство. Однако существует несколько неприятных явлений, возникновение которых нельзя списать на возраст.

  • Нарушенный сон. Если ребенок не может долго заснуть, плохо спит ночью и часто просыпается, то это может свидетельствовать о начале кардинальной перестройки организма. Однако если подобный симптом наблюдается дольше нескольких месяцев, то следует проконсультироваться со специалистом.

  • Упадок сил. Симптом, похожий на нарушение сна, но более серьезный. В некоторых случаях, упадок сил может являться следствием нарушенного сна. Наступление пубертатного периода, чаще всего, приводит к гиперактивности у подростка. Но в тех случаях, когда в школе у подростка не хватает сил, чтобы просто учиться, следует начать выяснять причину этого состояния.
  • Постоянные истерики. Они имеют место быть в тех ситуациях, когда подросток постоянно вступает в конфликты с ровесниками и с семьей. Чтобы понизить вероятность появления этого явления, старайтесь не спорить с ребенком лишний раз. Оставляйте его в покое, когда он просит об этом.

Как найти общий язык с подростком пубертатного периода.

Родителям стоит выбрать, как они будет находить компромисс с подростком. Вариантов множество, но условно их можно поделить на два: вмешательство и невмешательство. В первом случае родители будут всячески поддерживать ребенка, помогать ему в решении его подростковых проблем. Во втором же наоборот — оставят его в покое или будут игнорировать его поведение. Мы посоветуем, как можно найти общий язык, оставаясь при этом, как бы, «в сторонке».

Старайтесь обойтись без критики. У подростков во время переходного периода очень ранимая психика. Любые слова в его адрес провоцируют чрезмерно бурную реакцию с его стороны. Старайтесь не обращать внимание на его поступки до тех пор, пока он не переступит грань дозволенного.

Например, ему вставать рано в школу, а он, несмотря на время час или два ночи, продолжает сидеть за компьютером. Любой родитель самостоятельно выключил бы компьютер, а его криками погнал спать. Но попробуйте оставить все как есть, сказав: «Сиди сколько хочешь, но утром обязательно пойдешь в школу, несмотря на свое самочувствие». Если он поспит часа 3-4, то прочувствует на своей шкуре последствия своего ночного гейминга. Таким образом, ему меньше захочется в дальнейшем сидеть допоздна, а вы избежите ненужного конфликта.

Для начала, если подросток сам провоцирует конфликты, то вместо обвинений и оскорблений попробуйте выразить свои чувства словами. К примеру, если он начинает вам хамить или кричать на вас, вместо аналогичных выражений, попробуйте озвучить то, что вы чувствуете в данный момент. «Мне больно, когда ты говоришь это», «Мне становится неприятно на душе от твоих слов», «Чего я тебе плохого сделала, чтобы выслушивать от тебя такое?». Если вы услышите в ответ: «Мне плевать», то не следует разочаровываться раньше времени.

Дело в том, его категоричный ответ является лишь маской, а ваш ребенок запомнит ваши слова и усомниться в своем же поведении. Оскорбления наоборот вызовут еще больше агрессии с его стороны.

С детьми-подростками работает принцип, взятый из основ физики: «Чем больше силы, тем больше сопротивления».

reekz
Оцените автора
Добавить комментарий

Adblock detector