Про уголь для детей

Программное содержание:

  • познакомить детей со свойствами каменного угля (имеет чёрный или бурый цвет, твёрдый, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как дерево, тяжёлый, бугристый, как дерево, тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей);
  • закреплять умение исследовать предмет с помощью сравнения с другими предметами (вата, перо, кора, камень), называть его свойства и особенности, используя модели;
  • испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом;
  • развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Материалы к занятию: посылка с каменным углём, кассета с записью письма Хозяйки медной горы, загадка про уголь в конверте в посылке, подносы с каменным углём на каждого ребёнка, лупы по количеству детей, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), молоток, влажные и сухие салфетки, модели, древесный уголь для рисования, листы бумаги, мольберты, магниты, камень, визитки по количеству детей и воспитателю, шапочки в лабораторию по количеству детей, модели (твердый, черный, тяжелый, прочнее, чем уголь, пачкает, не растворяется в воде), карта «Полезные ископаемые», картинки с изображением шахтеров и шахты, плакат зоны, книга-энциклопедия «Динозавры».

Предварительная работа: беседы на тему «Полезные ископаемые», «Что находится внутри шахты»; чтение произведений художественной литературы о неживой природе; загадывание загадок.

Воспитатель: Мне передали посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? (Высказывания детей).
– Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада?
– Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке? (Открывает посылку, показывает детям, в посылке достаёт кассету, включает запись)

«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку, которая находится в конверте. Желаю удачи. «Хозяйка Медной горы».

– Что ж, слушайте загадку:

С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки –
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель: Догадались, о каком камне идёт речь? Вот он какой, каменный уголь. А хотите послушать сказку о каменном угле?
« В одной деревне жил доктор. Однажды он собрался к больному, но кого-то надо было оставить сторожить дом, а собаки у него не было. Тогда доктор попросил это сделать уголёк-замарашку, который жил у него возле печки. Когда он ушёл, в дом ворвался злой разбойник, чтобы похитить все вещи доктора. А уголёк громко зарычал на разбойника».
– Может ли так быть на самом деле? А в сказке такое может быть? Ведь в сказке, как вы знаете, возможно, всё. Каким образом ещё уголёк может прогнать грабителя и спасти вещи доктора? (Высказывания детей: можно обжечь руку, прыгнуть на грабителя, одежда затлеет, может так звали кошку).

Воспитатель: Мы говорим об угле. А что же это такое? Уголь – полезное ископаемое неживой природы. Он образуется, в основном, в болотистых местах. Каменный уголь образовался из торфа, только произошло это очень давно, задолго до того, как появились первые динозавры. (Показать книгу про динозавров с растительностью той эпохи). На земле тогда, было очень тепло и влажно. Деревья старели, умирали нередко оказывались в болоте. Со временем их накапливались все больше и больше, они постепенно изменялись и, в конце концов, превращались в каменный уголь. Сейчас я покажу вам свойства торфа.

Торф: Если его сжать в руке, он мягкий, рыхлый, рассыпается, если опустить в воду он плавает, значит, он легкий, если на него полить водой, сухой торф впитывает воду.

Мы поговорили с вами о торфе, это тот материал, из которого образуется каменный уголь. Наша земля имеет много неровностей: горы, склоны, овраги, равнины. Если посмотреть на плакат, то видно, что деревья, травы, растения растут по склонам, возвышенностям и когда они погибают, то падают вниз к подножью, где перегнивают, превращаются в торф, а потом в каменный уголь. Но для этого должно пройти не одно тысячелетие.

Воспитатель: Хозяйка же Медной горы прислала нам уже готовую породу – уголь, чтобы мы исследовали его свойства, узнали его полезность и другим рассказали. Вы хотите проделать опыты с каменным углём? Тогда закройте глаза, сейчас мы с вами отправимся в детскую научную лабораторию для проведения опытов. (Дети открывают глаза, видна надпись «Детская научная лаборатория»). В лаборатории все имеют визитки, для вас тоже они заготовлены. Пройдите к столам, найдите визитку со своим именем, прикрепите её к одежде и займите своё рабочее место (можно привлечь к участию помощницу, гостей). Если вы согласны, то я буду вашим научным руководителем. (Себе визитку прикрепляю). Одеваем шапочки.

– А сейчас, чтобы нам дружно работалось, поиграем. Вставайте все в круг:

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами, топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем и побежим кругом.
А теперь все отправляемся за свои рабочие места.

Воспитатель: Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов. В тарелочках каменный уголь, который прислала нам хозяйка Медной горы.

Воспитатель: Какого цвета уголь? (Он чёрный). В работе нам будут помогать модели, вот первая модель. (Черный)

Воспитатель: Уголь твёрдый или мягкий? Он твердый. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

– Пробовали надавить на него или сжать в руке (модель выставить). (Твердый)

Воспитатель: Как думаете, что произойдёт, если ударить молотком по камню? (Предположения детей).
– Давайте проверим (ударяю по камню, с ним ничего не происходит, показываю детям результат, они делают вывод).

Дети: Камень прочнее, чем уголь (выставить модель). (Камень без изменений)

Дети: Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень. Я для сравнения ударю молотком по камню, что с ним произошло. (Ничего)

Воспитатель: Как вы думаете, каменный уголь прочный? (Ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяю по куску каменного угля молотком – он рассыпался на несколько мелких кусочков).

– Какой вывод можно сделать? (Хрупкий, легко ломается, много мелких кусочков)

Воспитатель: Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается (выставить модель). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. (Пачкает руки)

Воспитатель: Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (Ответы детей)

Дети: Он бугристый, как дерево. (Модель)

Воспитатель: Итак, каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Читайте также:  Спринцевание шприцом в домашних

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения).

– Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит? (Появляются пузырьки).

Дети: Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь утонул.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он тяжёлый (выставить модель).

Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду палочкой).

– Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети: Не растворяется. (Поместить модель).

Воспитатель: Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? (В этом нам поможет модель)

Дети: Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, он бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.

Воспитатель: Какое настроение у вас от проделанной работы?

– Что вас больше всего порадовало во время работы?
– Какие слова вы бы хотели сказать угольку?

Воспитатель: Как по-вашему, люди используют уголь?

Дети: Уголь используют в качестве топлива. Шахтёры добывают его из земли. Большую часть угля добывают близко от поверхности, но некоторые угольные шахты расположены очень глубоко. Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа.

Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории закончена, я предлагаю вернуться в группу. Но сначала надо навести порядок на ваших рабочих местах. (Дети наводят порядок на столах).

Воспитатель: Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами. Уголь добывают в шахтах, глубоко под землей. Для этого используют отбойные молотки. Уголь загружают в вагонетки и вывозят из шахты. Вот на плакате показано, а можно отвальным способом, как у нас на Ирша-Бородинском разрезе. Для этого снимают большой слой земли, потом пускают вот такой шагающий экскаватор, который огромным ковшом берет породу и грузит вот в такие огромные машины.

Воспитатель: Как, по вашему мнению, используют уголь и для чего он нужен?

Дети: Для того чтобы его сжигать в печах и в домах было тепло.

Воспитатель: Правильно каменный уголь используется в качестве топлива, как в быту, так и в промышленности. Каменный уголь был первым ископаемым материалом, который люди стали использовать как топливо. В прошлые века много угля использовалось для транспорта. А еще из каменного угля производят краски, пластмассу, линолеум и в резиновой промышленности. Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.

Воспитатель: Мне показалось, что в посылке ещё что-то было. Смотрите, здесь уголь, давайте нарисуем угольком картинки, потом сделаем выставку, лучшие картины отправим в подарок для Хозяйки Медной горы.

(Дети рисуют углём, включить запись музыки о шахтерах).

Литература:

  1. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. «Почемучка». Изд: Пионер, М – 1998.
  2. Л. И. Грехова, «В союзе с природой». Изд: Детство-Пресс, 2001.

Однажды, осматривая минералогическую экспозицию во время экскурсии в краеведческий музей города Осинники (Кемеровская область), дети заинтересовались фотографиями и образцами инструментов для добычи угля. На вопросы экскурсовода «У кого из вас дома есть уголь? Для чего он нужен?» они бойко отвечали: «У нас много угля в сарае. Мы топим им печку».

«Да,продолжил экскурсовод,в шахтах и угольных разрезах Кузбасса добывается основное твёрдое топливо России — каменный и бурый уголь. А что вы знаете об этом полезном ископаемом?»
С этого вопроса и с желания детей больше узнать о родном крае и возникла идея проекта «Его Величество Уголь». В течение года все участники проекта с увлечением играли и экспериментировали, читали и сами сочиняли рассказы, проводили исследования в детском саду и дома, рисовали и участвовали в оформлении экспозиций музея ДОУ, посвященного истории образования и добычи угля. Дошкольники узнали много нового о промышленности Кузбасса, о роли шахтёрского труда в жизни города и страны.
Работа по ознакомлению детей с историей освоения недр Кузбасса проводилась в тесном сотрудничестве с работниками городского краеведческого музея и городской детской библиотеки.

Цель проекта.
Создать условия для развития поисково — познавательной деятельности. Развивать способность видеть многообразие мира. Формировать интерес к культурным ценностям и природным богатствам родного края, чувство гордости за свою малую родину, уважительное отношение к людям труда. Развивать инициативность, самостоятельность, расширять кругозор.

Участники проекта.
Дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.

Реализация проекта. Подготовительный этап.

Планирование совместной работы с детьми, родителями, специалистами детской библиотеки, сотрудниками городского краеведческого музея.
Подбор справочной, познавательной, художественной литературы, посвященной труду работников угледобывающей отрасли, фотографий и документальных материалов, буклетов, вырезок из газет и журналов по теме.
Проведение бесед («Где работают твои родители?», «Край, в котором ты живёшь» и т.п.).

Основной этап.
Занятия по ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и конструированию («Шахтёр — главная профессия людей нашего края», «Уголь — богатство нашего края», «Удивительное в камне», «Путешествие по «реке времени»история образования угля» и др.).
— Опытно — экспериментальная деятельность («Опыты и эксперименты с углём», «Путешествия по карте Кузбасса» и т.п.).
Познавательные беседы («Главный камень Кузбасса», «Кто добывает уголь?», «Что такое шахта?», «Герб нашего города»).
Экскурсии в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей, музей горнотехнического колледжа.
— Литературно — художественная деятельность: праздники и досуги («Я в Осинниках живу!», «Его Величество Уголь», «Мы — жители Кузбасса»).
Оформление выставки книг и фотоматериалов по теме, альбома «Осинниковский угольный разрез».
Проведение дидактических и сюжетно — ролевых игр по теме.
Разучивание стихов и песен по теме.
Оформление в групповом помещении мини — музея «Подземная кладовая Кузбасса».

Презентация проекта.
Выставка детских рисунков «Мой шахтёрский край».
Открытое занятие «Уголь — главное богатство нашего края».
Познавательные беседы
Главный камень Кузбасса
Воспитатель. Знаете ли вы, почему в наших краях уголь называют главным камнем? Послушайте историю, очень похожую на сказку.
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил — был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю. простой чёрный уголёк.
«Прочь отсюда,закричал царь,об этот уголь только руки марать!»
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают — света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа — то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже кар
тины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой» (по Г. Юрмину).
Посмотрите на эти камешки (показывает образцы минералов) и найдите среди них кусочки угля.
Дети выполняют задание.

Читайте также:  Почему алкаши долго живут и не болеют

Воспитатель. Как вы догадались, что это уголь? Где и как его добывают? Люди каких профессий заняты добычей угля? (Ответы детей.)
Чего только не делают из угля! (По ходу рассказа показывает экспонаты музея — предметы, при изготовлении которых использовался уголь.)
Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.
Всем известно: уголь чёрного цвета. Так и говорят — чёрный как уголь. Оказывается, существует не только чёрный, но и жёлтый уголь, который называется «сланец». Бывает уголь золотистый и даже голубовато — фиолетовый, похожий на медную руду.
Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь?(Предположения детей.)
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку. Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле. Всем известно, что дерево хорошо горит. Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.
Дети рассматривают фотографии кусочков угля с отпечатками растений и животных.
Воспитатель. Люди добывают разные виды каменного угля. Самый твёрдый уголь — антрацит — образовался глубоко в земле под огромным давлением. Залежи бурого угля сформировались на меньших глубинах.
Хотите поближе познакомиться со свойствами угля? (Да.)
Дети надевают перчатки, берут кусочки угля, рассматривают их.
Воспитатель. Скажите, какой он — уголь? (Чёрный, твёрдый, блестящий, слоистый.)
Сравните уголь с речной галькой, глиной, песком и расскажите, чем он отличается от этих экспонатов нашего музея.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Из глины делают сангину — мелки для рисования, с помощью гальки можно выложить каменную мозаику, а из подкрашенного песка создать песчаную картину. Интересно, можно ли уголь использовать в изобразительной деятельности? Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Попробуйте что — нибудь нарисовать углём.
Дети выполняют задание.

Кто добывает уголь?
По ходу беседы воспитатель показывает фотографии Осинниковского угольного разреза и шахты «Осинниковская».
Воспитатель. Как называется город, в котором мы живём? (Осинники.) Прочтите стихотворение о нашем родном городе.
Ребёнок.
Городок есть в Сибири — Осинники, А шахтёры зовут — Углеград. Там огни терриконов синие Точно звёзды на небе горят! Он на карте отмечен скромно, Наш красивый шахтёрский дом. Но мы знаем, он будет огромным Волей Родины, нашим трудом! (Т. Молостов.)
Воспитатель. Добыть уголь из земли — нелёгкий труд. Скажите, как называется главная профессия в Кузбассе и в нашем городе? (Шахтёр.) Вспомните стихотворение поэта Т. Погребняка, посвященное этой трудной профессии. Первый ребёнок. * Шахтёр — это роба, пропахшая потом, Резина сапог как готовность к потопам. Рубашка, что с пылью нейтральной на ты, Метан и проходка, забои, пласты. Второй ребёнок.
Шахтёр — это верная дружба мужская, Ладони в мозолях и боли в суставах. Со временем кашель сухой по утрам. Шахтёр — это часто загадка врачам. Третий ребёнок.
Шахтёр — это нежные женские руки, И радость в любимых глазах, и разлуки, И дети, что спать не дают по ночам, И внуки, и тёплый семейный очаг. Воспитатель. Не только шахтёры трудятся на угольных разрезах и в шахтах. Вместе с ними на добыче угля работают машинисты и горнорабочие, электрослесари и горные инженеры, взрывники, буровики и много людей других профессий. Труд каждого специалиста, работающего в шахте или на угольном разрезе, очень важен и нужен. Скажите, чем занимаются представители этих профессий?
Дети высказывают предположения. Воспитатель уточняет и дополняет их ответы.
Воспитатель. Кузбасс — богатейший угольный край. Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй, и на её поверхности. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землёй, и добыть уголь, шахтёры прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах — угольных разрезах.
Назовите машины и механизмы, которые используются при добыче угля. (Угольный комбайн, транспортёр, вагонетка, шагающий экскаватор, подъёмник, самосвал.)
Проводится дидактическая игра «Машины — помощники». Дети рассматривают карточки с изображением машин и технических приспособлений, используемых в горнодобывающей промышленности, и называют профессии, представители которых используют их в своей работе.
Уголь — главное богатство нашего края

Открытое занятие

Цель. Систематизировать знания детей о каменном угле — основном богатстве Кузбасса: его происхождении, значении для города, края и страны. Расширять представление о труде шахтёров, о разных способах добычи угля (подземном и открытом), о механизмах, которые используются при добыче угля. Активизировать словарь (угольный карьер, угольный комбайн, экскаватор, БелАЗ, взрывник, инженер, буровик, добыча, угольные пласты).
Материал. Флаг Кузбасса. Герб города Осинники. Кукла Уголёк. Пластилин, природные материалы и атрибуты для макета угольного разреза.

Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в мини — музей.
Воспитатель. Дети, нам очень повезло: мы живём в одной из самых богатых областей нашей страны. Как называется наш край? (Кузбасс, или Кемеровская область.) Как называется наш родной город? (Осинники.)
Ребёнок.
Люблю я свой город шахтёрский, Что славен людьми и трудом. Когда — то улусом был шорским, Сегодня он — добрый наш дом. Здесь вдаль убегают аллеи И площади в праздник зовут. Здесь люди душой не стареют И славные песни поют. (И. Климко.)
Дети рассматривают флаг Кузбасса, герб города Осинники, объясняют их символику. Затем подходят к коллекции полезных ископаемых.
Воспитатель. Отгадайте загадки про полезные ископаемые, которые люди добывают на земле и под землёй.
Дети отгадывают загадки и находят предметы — отгадки среди образцов коллекции музея.
И липка, и жирна, и мягка,
А посуда из неё крепка!
(Глина.)
Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь.)
Этот камень давно славен. Расплавь его — и железо твоё. (Железная руда.) Он и жёлтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей. Можешь ты его копать И в ведёрко насыпать. (Песок.)
Из него медали льют И за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (Золото.)
По трубе к нам в дом спешит, Голубым огнём горит. (Природный газ.)
Воспитатель. Скажите, какие ещё полезные ископаемые добывают в Кузбассе?
Дети называют минералы (бурый уголь, агат, кварц, халцедон, мел, тальк) и показывают их образцы в коллекции.
Воспитатель. Посмотрите, а уголёк — то наш ожил (выставляет на стол куклу Уголёк, говорит за неё). Я думаю, Уголёк может рассказать нам много интересного.
Уголёк.
Я — чудесный Уголёк.
Чёрный у меня бочок.
Ярко я в печи горю,
Людям всем тепло дарю!
Ребята, вы меня узнали? (Да.) Я, Уголёк, везде желанный гость. Попаду в дом — затопит хозяйка печь, напечёт блинов да пирогов. Заходите, гости дорогие, угощайтесь на здоровье!
Попаду на теплоэлектростанцию, что недалеко от вашего города, вода в котлах закипит, забурлит, турбины заработают и побежит по трубам горячая вода, а по проводам — электричество. Станет в ваших домах тепло и светло!
Попаду на металлургический завод, растоплю железную руду, выплавлю из неё сталь. А потом мастера сделают из неё рельсы для поездов, краны строительные, машины и многое другое.
И не боюсь я сгореть. Отдам своё тепло людям, останется от меня зола — очень ценное удобрение и строительный материал. Вот я какой!
Воспитатель. Молодец, Уголёк! Но без помощи людей не выбраться тебе из земли.
Уголёк. Ребята, знаете ли вы, кто мне помогает выйти на поверхность? У кого из вас родители работают на шахте? Назовите их профессии. (Ответы детей.)
Ребёнок.
Горняцкий труд рифмуется с горой, С могучей экскаваторной стрелой, С вагонами, дышащими углём, С отвалами, с дымком и сединой. С БелАЗами, ревущими в пути, С бульдозером, ровняющим поля, Чтоб вновь цветущею была земля. Уголёк. Да, много людей разных профессий трудятся на шахтах и угольных разрезах. Но добывают уголь шахтёры — люди трудной и почётной профессии! Кто из вас, когда вырастет, хочет стать шахтёром? (Ответы детей.)
Дети образуют круг. Проводится разминка.
Уголь в земле глубоко залегает. (Делают 2 — 3 приседания.) В шахтах его горняки добывают. (Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)
На смену в забой шахтёрам пора Уголёк — антрацит поднимать на гора. (Выполняют наклоны вправо — влево.) Шахтёры, шахтёры на смену идут, (Маршируют на месте.) Нелёгок, но очень почётен их труд. (Поднимают руки через стороны вверх.)
Уголёк. А знаете ли вы стихи о трудной и почётной профессии шахтёра? Первый ребёнок.
На трудовую вахту
Шахтёр поедет в шахту.
И домнам, и заводам
Доставит в нужный срок
Шахтёрскую добычу
Отборный уголёк!
Второй ребёнок.
Да здравствуют наши шахтёры,
Отважный и дружный народ.
Добытчики чёрного солнца,
Проходчики горных пород!
Дети подходят к экспозиции «Угольный разрез», рассматривают фотографии.
Воспитатель. Посмотрите, какие огромные угольные пласты! Вы знаете, что уголь чёрный. Почему же в некоторых местах угольный разрез не чёрного цвета? (В угольных разрезах среди пластов угля встречаются другие горные породы: глина, песок, кварц.)
Давайте сделаем для нашего музея макет угольного разреза.
Дети садятся за столы и приступают к работе: соединяют куски пластилина чёрного (уголь), коричневого (глина) и жёлтого (песок) цвета, закрепляют на поверхности каждого слоя крупинки песка, кусочки кварца. Затем соединяют всё в общую композицию, сверху насыпают слой земли, дополняют макет моделями машин, фигурками людей.
Уголёк. Какой замечательный угольный разрез вы смастерили! Рассматривая его, другие дети смогут представить, как залегает в земле уголь и как люди его добывают. За славный труд примите мои подарки.
На шахтёрской каске, представленной в экспозиции музея, вспыхивает фонарик. Дети находят в каске угощение.

Читайте также:  Можно ли на кольпоскопии увидеть беременность

Сообщение про каменный уголь может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ про каменный уголь для детей может быть дополнен интересными фактами.

Доклад про каменный уголь

Каменный уголь — это твердое исчерпаемое невосстановимое полезное ископаемое, которое человек использует для получения тепла путем его сжигания. По классификации относится к осадочным горным породам. Уголь, как источник энергии, люди стали использовать еще в древности наравне с дровами.

Как образуется каменный уголь?

Каменный уголь появился на Земле около 300—350 млн лет назад, когда на первобытных болотах пышно росли древовидные папоротники и начали появляться первые голосеменные растения.

Считается, что каменный уголь образовался в результате отложений древесины. Были древние леса, деревья которых накапливались в болотах, где без доступа кислорода деятельность бактерий разлагающих растительные остатки сводится к нулю, образуется торф, а затем в процессе захоронения этих остатков, под большим давлением и температурой образуются уголь.
Так для образования каменного угля требуется залегание торфа на глубине в три километра. На этой глубине слой торфа в двадцать метров, превратится в каменный уголь с толщиной пласта в два метра.

Виды угля

Все виды угля залегают пластами и места их расположения называются угольными бассейнами. Сегодня добывают разные виды угля.

  • Антрациты — наиболее твердые сорта с большой глубины и имеющие максимальную температуру сгорания.
  • Каменный уголь — множество сортов, добываемых в шахтах и открытым способом. Имеет самое широкое распространение во многих сферах деятельности человека.
  • Бурый уголь — образовался из остатков торфа, самый молодой вид угля. Имеет самую низкую температуру сгорания.

Как добывают уголь?

Раньше каменный уголь просто собирали в местах выхода пласта на поверхность. Это могло произойти в результате смещения слоев земной коры.
Часто после обвалов в горной местности такие выходы залежи оголялись, и люди получали возможность добраться до кусков «горючего камня».
Позже, когда появилась первая техника, уголь стали разрабатывать открытым способом. Некоторые угольные копи погружались на глубину более 300 метров.
Сегодня, благодаря современной техники, люди опускаются на глубину больше 1000 м, где добывают качественный каменный уголь.

Где используют каменный уголь?

Разные виды угля можно применяют для получения тепла. При сгорании оно выделяется в гораздо большем количестве, чем можно получить его от дров или других твердых видов топлива. Самые жаркие сорта угля используют в металлургии, где нужны высокие температуры.
Кроме того, уголь – ценное сырье для химической промышленности. Из него добывают множество нужных и полезных веществ.

Надеемся, изложенная информация про каменный уголье помогла Вам. А свой доклад про каменный уголь Вы можете оставлять через форму комментариев.

reekz
Оцените автора
Добавить комментарий

Adblock detector